Неожиданно задумался о древнем. Вернее - о Первой Эпохе, причинах ее падения и причинах падения Сёгуната. А также прогнозах.
Для начала, глянем, как можно разделить соларов Первой Эпохи.
читать дальшеПервая категория - это те, кто родился и Возвысился в Эру Мечты, в последний период Первой Эпохи, достаточно мирное время. Чтобы представить, какое на них могло оказать действие Возвышение... Вот попытайтесь представить. Вы - обычный человек, крестьянин, солдат, чиновник или еще кто. Вы обладаете неплохими талантами, но знаете, что над вами всегда будут сверхъестественные существа, что любая высокая позиция всегда несет в себе поправку "для смертного". И вот, совершая что-то - вы Возвышаетесь соларом.
Ситуация меняется в один миг. Да, у вас еще мало опыта, нет высоких связей и знакомств... но вы мгновенно входите в абсолютную элиту мира. Равны вам - лишь 299 человек во всем мире, стоят над вами одни Инкарны. Вам в напарники достается существо из элиты чуть меньшего уровня, дракорожденные, которые были могучими еще до рождения вашего прадеда, обязаны вам кланяться. Вы мгновенно получаете допуск в столицу мира... более того, ожидается, что вы будете проводить там много времени. Вас мало кто может осудить - более того, если на вашей службе кто-то погибнет, то вы можете не беспокоиться за его следующее рождение. А, и в довершение ко всему - вы наделяетесь колоссальной силой, потенциалом, равного которому в Творении не найдется, разве что среди других соларов. Вы заседаете в правительстве, которое решает судьбы всего мира - и способны потенциально повлиять на курс, принятый в Творении.
Теперь попробуйте сказать, что вам это не понравится.
К тому, насколько тебе "можно все" привыкаешь быстро. Тем более, что хотя смертная семья - если новый солар был с ней в добрых отношениях - может влиять... но смертные родичи скоро умрут, а у солара впереди десятки веков жизни. Разумеется, в эту категорию попадали разные люди - но при таких условиях очень трудно не проникнуться ощущением "мир мой". Тем более, что ты можешь выйти из Совета - но создать свое государство, на территории которого тебе действительно можно все. Буквально все, пока это не напрягает соседей.
Вторая категория, самая немногочисленная - это древние солары. Ветераны Войны Предтеч или прямые наследники их Возвышений. С этими дело обстоит иначе - они свою власть и влияние заслужили в полной мере, но... гордости у них куда больше, чем у других. В конце концов, они вырвали мир у его творцов, они его перестраивали и переделывали. Кто-то из них сражался рядом с Королевой Творения или против нее (что равно почетно). Не говоря уже о том, что к Эре Мечты многие из них уже давно отдалились от смертных... трудно не отдалиться с тысячелетиями за плечами.
Ну и третьи - те, кто в промежутке. Старше первых, младше вторых. Не помнящие величайшую войну - но еще знающие времена смуты и войн в Творении. Тут, на мой взгляд, состав самый разнородный - одни искренне желают мира Творению, другие же помнят, как легко можно обрести силу и влияние, если быть не особо принципиальным.
Результаты... ожидаемы. "Длань Вильда" - это, конечно, даже по меркам соларов был почти что перебор, но ведь помимо нее было много чего другого интересного. Эксперименты на людях, в том числе и чисто эстетические. "Латунный Левиафан". Способы вызова демонов Третьего Круга вне Межсезонья - на кой Королям Творения ограничиваться какими-то там законами магии? Способы освоения чармов Предтеч - теперь уже владык демонов. Судьба Сумеречного, который станет Оком и Семью Отчаяниями. Соглашение Мандалы. Ограничение прав дракорожденных - которые, вообще-то, тоже Возвышенные. Еще один фейл, о котором я скажу ниже.
Нет, с тем, что Первая Эпоха была очень высокоразвитым и блистательным обществом, спорить невозможно. Вот только постепенно к блистательности добавлялось немало дополнительного. Собственно, о том, что Узурпация имела веские причины, свидетельствует сам тот факт, что она состоялась - потому что когда все полностью всем довольны, то как минимум миллион человек не поднимают восстание, а мастера политики не приходят к выводу, что владык мира нужно уничтожить.
Дальше пришел Сёгунат - эпоха, по которой пока что менее всего написано... а ведь безумно интересное время. Мне лично - даже более интересное, чем Первая Эпоха. Его как-то слишком уж часто понимают как "время, когда дракорожденные снесли соларов и принялись бодро драться друг с другом, отвлекаясь иногда на лунаров". А ведь все не так уж просто. Собственно, процитирую то, что по этому поводу сам же писал на Беловолковском форуме:
читать дальшеКраткие описания Сёгуната и само имя заставляют меня сравнить его с эпохой Сэнгоку (и Sengoku Basara с магитеком будет неплохим отображением его). Но… я склонен верить, что это было не только «время вражды», но также и Время Дипломатии.
Потому что никто не может победить в одиночку, когда все воюют со всеми. Надо заключать союзы, вчерашние враги могут стать сегодняшними друзьями и наоборот. По сути, эта дипломатия куда выше чем, например, в Эру Мечты между соларами. Почему? Потому что солары имели дело друг с другом – живущими тысячелетия существами, все теми же в течение веков. Эра Сёгуната была иной – жизнь крупных игроков была короче, границы и интересы менялись постоянно, и союзник мог погибнуть в битве или от руки убийцы в любой момент… а его наследник мог иметь совсем иные взгляды на добро для генса.
Дипломатия Эры Мечты была подобна элегантному танцу – дипломатия Сёгуната была более похожа на постоянный поединок, где противники относятся друг к другу равно уважительно и безжалостно. Я полностью уверен, что были случаи вроде Такеды и Уэсуги, которые были постоянными соперниками, но испытывали друг к другу глубокое уважение.
Дипломатам и правителям Сёгуната надо было постоянно адаптироваться, иметь запасные планы на все случаи жизни и уметь менять их по требованию ситуации.
Собственно, с этой точки зрения я вижу эру Сёгуната как что-то вроде «Лелуш Британский беседует с Дэвидом Ксанатосом, пока гранд-адмирал Траун анализирует их контакты, принимая во внимание Хэвлока Ветинари, который в свою очередь заключает временный союз с Сун Ли, зная, что тот ищет подхода к Артемису Фаулу»… и добавьте по вкусу стихийные силы, магитек, чародейство и Сторонних.
Сёгунат тоже пал. Но... вот ведь какая штука. Анализирую я причины падения Сёгуната и не вижу в этом настоящей вины дракорожденных. Почему?
Во-первых, ладно, иные техномагические чудеса соларов нельзя было воспроизвести - но... я вот честно не верю, что у дракорожденных не хватало способностей починить и поддерживать, как это нередко подается. Угу, многие обслуживающие комплексы духи покинули свои места, не желая служить не-соларам, но...
Вот тут и подходит еще один фейл Законодателей, который я упоминал выше. Дело в том, что множество важнейших вещей Первой Эпохи были построены с учетом именно соларов. То есть - что-то управлялось только Солнечной Эссенцией, что-то - требовало непременной работы соларских чармов, что-то - материалов, которые только солары могли добыть из Вильда... и так далее. Короче говоря, вся инфраструктура мира вертелась вокруг допущения, что в Творении всегда будут солары и среди них всегда будет достаточно чародеев и мастеров, способных поддерживать оную инфраструктуру. Я бы сказал, что это... мягко говоря, неверно. Типичная "ошибка Палпатина".
Во-вторых же, есть деталь, на которую мало обращают внимания. Да, конечно, инфраструктуру зачастую не поддержишь без Небесных... но ведь на стороне Сёгуната были Небесные! Причем из тех, что как раз властны над духами! Так в чем же дело... А в том, что известно - чего стоила Узурпация соларам и лунарам, но мало кто задумывается о том, чего она стоила Сторонним. А стоила она наверняка дорого - потому что Хранители и Законодатели дрались отчаянно. Да и сторонники у них были. Учитывая, что Братство Пяти Двадцаток редко когда было абсолютно полным в конкретный момент времени, а Ночь Павших Звезд еще и унесла минимум полдесятка опытных Провидцев... Результат очевиден - Братство наверняка пострадало очень сильно. А учитывая особенности их Возвышений и то, что гибли почти наверняка и многие из опытных...
(Что интересно - я попытался припомнить сочиненных мной Сторонних - и обнаружил, что свидетель Узурпации из них лишь один. Да и то уже триста лет как покойный. Характерно).
И это еще не все. Ведь именно тогда разбилась Маска, и Сторонние обрели свой Тайный Рок - что для них тоже было неожиданно и к этому пришлось привыкать. Короче говоря - долгое время Провидцы оказать настоящую помощь Сёгунату не могли. Физически не имели возможности.
И теперь есть еще тоже редко учитываемое "в-третьих". Как вообще выглядело время Сёгуната? Победа над значительно более могучими противниками, время перестройки мира под себя, междоусобные войны по вопросу возглавления мира, положивший вражде итог катаклизм... Ничего не напоминает? Мне вот напоминает - Первую Эпоху. Там все шло по точно такой же схеме (Эра Тысячи Войн не зря так называлась) - и дало в итоге продвинутое общество. И Сёгунат мог прийти к такому же.
Единственное отличие в том, что конец Эре Тысячи Войн положило Время Каскада Лет. А войнам Сёгуната - Великая Чума и Вторжение Фейри, во много раз более разрушительные для мира. Если бы их не было - что бы в итоге возникло? Не факт, что нечто менее славное... но, пожалуй, что и более человечное. Потому что дракорожденные, конечно, от смертных тоже отдаляются - но к ним они ближе.
Еще раз убеждаюсь в том, что все-таки правление дракорожденных хорошо тем, что основано на взаимодействии - и куда меньшей "центричности". Легионы Алой Империи представляют собой грозную силу - но могут биться и с небольшим числом Возвышенных в своих рядах, именно из-за толковой организации.
О Сёгунате и Первой Эпохе
Неожиданно задумался о древнем. Вернее - о Первой Эпохе, причинах ее падения и причинах падения Сёгуната. А также прогнозах.
Для начала, глянем, как можно разделить соларов Первой Эпохи.
читать дальше
Дальше пришел Сёгунат - эпоха, по которой пока что менее всего написано... а ведь безумно интересное время. Мне лично - даже более интересное, чем Первая Эпоха. Его как-то слишком уж часто понимают как "время, когда дракорожденные снесли соларов и принялись бодро драться друг с другом, отвлекаясь иногда на лунаров". А ведь все не так уж просто. Собственно, процитирую то, что по этому поводу сам же писал на Беловолковском форуме:
читать дальше
Еще раз убеждаюсь в том, что все-таки правление дракорожденных хорошо тем, что основано на взаимодействии - и куда меньшей "центричности". Легионы Алой Империи представляют собой грозную силу - но могут биться и с небольшим числом Возвышенных в своих рядах, именно из-за толковой организации.
Для начала, глянем, как можно разделить соларов Первой Эпохи.
читать дальше
Дальше пришел Сёгунат - эпоха, по которой пока что менее всего написано... а ведь безумно интересное время. Мне лично - даже более интересное, чем Первая Эпоха. Его как-то слишком уж часто понимают как "время, когда дракорожденные снесли соларов и принялись бодро драться друг с другом, отвлекаясь иногда на лунаров". А ведь все не так уж просто. Собственно, процитирую то, что по этому поводу сам же писал на Беловолковском форуме:
читать дальше
Еще раз убеждаюсь в том, что все-таки правление дракорожденных хорошо тем, что основано на взаимодействии - и куда меньшей "центричности". Легионы Алой Империи представляют собой грозную силу - но могут биться и с небольшим числом Возвышенных в своих рядах, именно из-за толковой организации.