Дошли лапы до нормального рассуждения о том, почему из всех линеек МТ меня никогда не тянуло играть демонами - что старыми, что новыми. Получилось сформулировать неопределенные ощущения вот так:
0) Падшими меня не тянуло играть именно потому, что не то чтобы интересна мне тема богоборчества и конкретно этого восстания. По ряду причин она меня отталкивает, но это уже личное ощущение.
Нескованные - другое дело, потому что они очень резко отличаются от "прародителя", чуть ли не больше других линеек. Лично для меня эта история никак не вяжется с МТ, даже с модульным характером нового МТ. Не вписывается, заслуживает как-то отдельного сеттинга, куда вписалось бы - я даже представляю. Но концепция Бога-Машины и этих служителей в применении к Земле дергает меня даже больше.
1) По сути, предыстория практически каждого игрового типа МТ выглядит так: жил человек, жил, а потом с ним случилось ЭТО. Что "это" - уже не особо важно, будь то Пробуждение, Первое Превращение, Кризалис, Становление... Даже в случае "твоя истинная суть - иная" (как у старых Подменышей и Зверей), человеческая жизнь по умолчанию длиннее сверхъестественной. И влияние вполне себе оказывает, даже старые Маскарадные вампиры с низкой Человечностью в курсе, что такое - быть человеком. Эмоционально, может, уже перестали понимать, но все равно знают, что это; именно благодаря этому знанию они и способны манипулировать людьми и более молодыми Сородичами.
Пожалуй, единственное исключение - прометиды. Но их игра все равно вертится вокруг становления человеком, и, на мой взгляд, прометиды действуют вполне себе как дети - познают незнакомый, неясный мир, принимая его и испытывая обиду от реакции.
Демоны - иное дело. В обоих случаях на отыгрыш предлагается существо, которое человеком никогда не было и не станет. Более того, если прометид - личность, по сути, новая и почти детская, то Падшие и Нескованные суть очень даже сформировавшиеся личности. Еще более того, Падшие обычно как-то постарше человечества как концепции.
Demon's Player Guide сделал правильную вещь, объясняя, что далеко не все Падшие помнят свою ангельскую биографию, что многое теряется... Но вот тут возникает противоречие. Во-первых, хватает и тех, кто будет помнить. Во-вторых, все-таки играют по этой линейке демонами в человеческом теле, а не людьми со сверхспособностями.
И вот тут лично для меня возникает препятствие. Постоянно же надо играть существо, которое древнее большинства аспектов мира. Которое при вести о вырубке дождевых лесов реагирует "ну вот, а я их лично сажал..." Которое привыкло мыслить аспектами, людям в голову вообще не приходящими. И при этом - внезапно втиснуто в тело, обладающее совсем иными способами взаимодействия с миром.
(У меня есть привычка прикидывать концепты для любой линейки, которую читаю. В этом случае у меня сочинился Падший, регулярно залипающий на отражения. Почему? А потому что именно он занимался дизайном этого закона физики, и в Бездне ему очень не хватало отражений).
На мой взгляд, отыгрывать такое постоянно - очень непросто. А если не отыгрывать - то лично у меня ломается ощущение.
2) Казалось бы, Нескованные озвученную выше проблему решают. В конце концов, они идеально умеют притворяться людьми, в этом суть их работы и линейки. Но принимать-то решения все равно приходится именно с точки зрения сверхъестественного существа. Надо воображать себя беглым софтом, смотреть на мир сквозь эту призму, потому что если жить тихой человеческой жизнью... то зачем вообще играть по этой линейке?
Однако возникает и иная проблема. Я не думал, что я когда-либо это скажу, но Падшие более человечны.
То есть: да, Падшие занимают тела, получают память бывшего хозяина. И зачастую относятся к ней тепло и уважительно, что в фикшен-частях линейки показано. Гавиил при нужде в священнике идет к отцу своего носителя. Магдиэль регулярно задается вопросом "что бы Анита сейчас сделала, как бы ей это понравилось?" Арималь вообще своему носителю явно сочувствует и жалеет его.
Конечно, есть демоны, которым плевать. Но тем не менее...
А какое отношение у Нескованных к своему носителю? Это - Прикрытие. Не больше. Маска, которая скрывает от ангелов, жизнь, которой следуешь лишь потому, что она дает тебе безопасность. Привязанности? Человеческие качества? Не обязательны. Возможны, но по умолчанию - не обязательны. То, что Нескованные освободились от власти Бога-Машины, не значит, что они перестали быть живым софтом с восприятием мира как суммы инструментов. Это может быть занятно, но не для меня.
3) Что мне было бы интересно играть или вести по Падшим? Личную игру. Игру в то, как древнее существо с памятью о временах сотворения сущего пытается приспособить свое восприятие к совершенно новой перспективе. Как поступает верно - и как ошибается, именно из-за особенностей своего мышления. И никак не может совершенно слиться с обществом людей, потому что не является человеком, никогда им не будет и пользуется совершенно иным аппаратом понятий и взаимодействий. Игра в вопросы и ответы с миром, в понимание мира не глазами творца и Силы, а его жителя. Взгляд глазами кого-то, кого ты в прошлом лишь опекал, бичевал, презирал или любил - но никогда не сближался.
Это мне было бы куда интереснее противостояния Прикованным, сражения с другими сверхъестественными и политики демонических фракций. Но не уверен, насколько это вообще поддерживается материлами.
4) Demon Translation Guide среди прочего предлагает сведение обоих типов демонов в одном месте. Я представил себе биомеханический ужас, который являют собой Нескованные - трубки, провода, шестерни и прочее. Такое вот существо, заявляющее, что оно есть демон и падший ангел.
...а потом я представил себе реакцию нормального Падшего на вот это. Особенно учитывая, что гордыня - едва ли не главный грех демонов.