Давно хотел написать, а сегодняшняя дискуссия (
Лэй Чин, спасибо) дала окончательный толчок.
Почему у меня возникают претензии к современным авторам? Я про тех, которых постоянно вижу в ярких обложках и на прилавках, про тех, кто или близок к МТА, или попадает в эту категорию.
Не буду упоминать уже очевидные вещи вроде корявого языка, неверибельности персонажей и мира, отсутствия логики и, особенно, несчастных дроу. Это понятно, и, в принципе, не у всех это бывает - не так все плохо.
Но есть вещи, которые меня раздражают неимоверно, и сводятся они, по размышлении, к четырем пунктам, трем видам грабель, на которые авторы обожают наступать раз за разом:
читать дальше1. Фокус на персонаже. Что имеется в виду: есть главный герой или несколько таких. Сам герой может быть очень даже хорош, за ним интересно наблюдать и он выписан со всей любовью. Но... вот в том-то и дело, что ошибка автора - когда кроме этой привлекательной фигуры в тексте почти ничего и нет. Остальные персонажи оказываются бесцветными и лишь фоном для него, сюжет оставляет впечатление, что автор сочинял его наскоро, только чтобы герою была хоть какая-то динамика, а не один лишь портрет. Последнее меня, кстати, особо удручает.
При этом герой может даже и не быть МС, это совершенно не обязательно. Но толку-то от этого, когда всего остального нет.
С группой, кстати, может быть не лучше, причем тут еще и опасность, что и героев-то не удастся выписать. Наличие компании главных героев и переключение между ними еще никак не гарантирует качества, когда же авторы это усвоят. Чтобы каждая линия и точка зрения смотрелась хорошо, надо уметь их подавать. Джордан умел. Мартин умеет. И то учились же.
(Я не буду трогать ряд стилистических проблем, которые тут еще и возникают. Это уже иная тема).
2. Из фокуса следуют иные грабли: мода. Точнее, когда автор считает себя новатором, а на деле это "новаторство" уже превратилось в штамп; иной вариант - когда следует какому-то направлению, которое может искренне считать необходимым. Самое обыденное - это тема "темные хорошие, светлые плохие", и эта тема мне уже осточертела. Когда-то она была новаторской, но и то ее надо было уметь подать; от ЧКА у меня до сих пор фантомные боли клыков. А сейчас она часто подается даже без малейшего продумывания; причем, если в ряде творений страдают дроу, то тут больше всего достается инквизиторам, которых мне уже жалко.
(Вот почему в "стражевской" серии Пехова мне так понравился отец Март - потому что это инквизитор, который занимается именно борьбой с нечистью, делает это едва ли не эффективнее героя, и при этом абсолютно ему не враг).
Иное развитие той же темы - текст про магическую академию... и герой там ну та-ак часто решает учиться на некроманта или на боевого мага. Даже трудно найти иные варианты. Массаракш, ну дайте мне про телекинетика, который эту незримую силу осваивает и совершенно этим доволен! Я могу догадаться, откуда растут уши у такой моды, но нафиг ей следовать везде, даже и близко не доходя до первоисточников?
3. Самая нелюбимая мной проблема - запарывание идеи. То есть - вот берется в основу сюжета идея. Она сама по себе интересна. Из нее можно сделать чудо какой сюжет. И... запарывается нафиг. Или неумением автора с таким сюжетом работать, или склонностью поддержать какую-то одну сторону, или еще почему.
Пример, который и заставил меня задуматься об этом пункте всерьез. Дано: мир, в который попадают два человека из иных разных миров. Один - аристократ, жрец своего бога и вообще личность высокородная и надменная. Другая - рабочая девушка из мира, условно говоря, победившего коммунизма, твердо уверенная во всех принципах оной идеологии. Постулируется: их взаимодействие и привыкание к чужому для них миру. Можно из этого сделать что-то чудесное? Да запросто. Получилось? Да нифига.
Потому как "третий мир" в целом - типично-фэнтезийный, что уже дает аристократу нехилое преимущество. И в дальнейшем везде однозначно гнется линия поддержки аристократа, а идеи и деятельность девушки выставляются как провальные по результатам и ошибочные в базисе. Молчу уже про то, что ее родной мир описывается как мир коммунизма... так, как его сейчас любят представлять, что у нас, что на Западе.
Фейстейл. Я даже не буду распространяться, почему у меня это вызывает такую оскомину.
Нет, об одном все-таки скажу, безотносительно этой книги. Если вы даете в основе конфликт идеологий - то покажите именно оный конфликт, покажите равнозначных соперников, где один сильнее в той области, а другой - в этой. А никак не безоговорочное превосходство одного над другим.
4. А часто запороть сюжет можно, когда вставляешь незнакомое. В смысле - берешь как существенный элемент сюжета нечто, что описывать не умеешь запросто, и в результате на нормальной в целом сюжетной линии получается здоровенное жирное пятно. Ну почему нельзя как следует почитать и подумать, а? Почему вот мы с соавтором перерыли шут знает сколько всего, выясняя, как кто к кому в свете обращается, какой титул кто наследует, какая иерархия у ВС Ее Величества, и подумали о том, что из этого подходит легко, а что все же надо изменить в соответствии миру?
Есть пример: трилогия с хорошей завязкой, занятными героями. Читается легко. Но... к концу второй книги авторы начали войну, и вели ее в третьей книге - и боевые действия были описаны дико скомканно и, признаться, фейспалмно. Вообще, я искренне удивляюсь тому, что авторы, похоже, считают, что наличие в войске магов не требует прописывания никакой стратегии; в результате получается черт-те что, от гениальной тактики героев Эльтерруса у меня до сих пор хвост заостряется.
Пока что я видел от силы четыре-пять грамотных и интересных примеров действий армии с магической поддержкой. Четыре из них, что характерно - зарубежные, а один - вообще не книжный.
А еще есть злополучные боевые сцены...Вот примерно такие у меня претензии к современным авторам. Субъективные, может. Но сдается мне, что обоснованные.
Одна - Тысяча Сынов, а остальные какие?
Не-книжная - Аватар?
от гениальной тактики героев Эльтерруса
А что там было?
Другие: армия Алеры (Батчер), армия Алой Империи (Возвышенные, угу), армия Страны Огня (именно что Аватар) и армия Серой Земли (Рудазов).
А что там было?
А там был потрясающе гениальный ход. Дано: надо перемещать армию в условиях осени со всеми прелестями в виде раскисших дорог и прочего. Герой решает помочь войску своей могучей магией. Делает он это так: колдует и прокладывает везде... дороги из чистого льда. И по ним радостно бегут войска и мчится кавалерия, а враги бессильно взирают.
lissa23, пожалуйста)
Моя любимая беда. Персонажей основных продумываю хорошо, с остальным хуже - вот и заедает. Потому все надо продумывать долго и тщательно, развивая каждую идею не только со стороны главного персонажа - в какой-то момент вообще от него словно бы и отказаться, не весь же мир вокруг него крутится. От того в пункте №3 я страдаю перфекционизмом на грани с паранойей - кажется, что своей склонностью к определенному из своих героев могу все запороть.
Точнее, когда автор считает себя новатором, а на деле это "новаторство" уже превратилось в штамп
Я с целью вычислить для себя эти штампы в свое время столько современной фэнтезятины перечитал, когда свои задумки обмозговывал.)) До сих пор тошно, сколько я их наглотался.
Хороший вышел разбор, очень точный, спасибо за него. И полезный, многим авторам это не мешает обмозговать. Глядишь, и все не так страшно было, если бы хоть эти проблемы решить.
Из списка не знаю только Рудазова. ВЕрнее что такое Серая Земля)
Хммм, прям по льду?
Идея в целом хорошая, но исполнили.... Вроде такие путешествия (по замерзшим рекам) были, но тут...
Пират. что сказать.Я с целью вычислить для себя эти штампы в свое время столько современной фэнтезятины перечитал
Я меньше, видимо, но ряд штампов уже навяз.) Особенно бедные некроманты, темные эльфы и инквизиторы.
alaknog, это вот сочетание третьего и четвертого, угу.) Описание было такое, что я аж поперхнулся.
А Серая Земля - это в описанном мире единственная и мощная магократия, так что там объяснимо.
Воинствующий хвост, надеюсь, пригодится.)
Мэлис Крэш, в том-то и дело, что нет.)
Огненный Тигр, а вот этого я просто еще не прочел. Слышал много хорошего, но никак не доберусь.
Прошу прощения. Высказалась - полегчало))
Нормальная жанровая специфика (те же претензии можно предъявить к Э. Р. Берроузу).
А вообще - есть хорошие книги и есть плохие. И не надо путать специфику жанра (концентрация на ГГ, "перевёртыш сторон" и тому подобное) с качеством текста.
Я искренне хочу увидеть попаданца, который деятельно работает над возвращением домой, но такое чувство, что этот сюжет лишь у меня в голове.)
Alex-Celly, к Берроузу у меня претензий меньше, потому что у него таки было увлекательно.) Плюс к этому то, что сейчас может быть штампом, у него было изобретено или еще не затаскано и грамотно использовано. Да и время с жанрами иное - а я именно на пишущих сейчас смотрю и вздыхаю.
Ледяные дороги заинтересовали. Особенно то, что думала армия о маге в процессе перемещения по ним.
*а самую дискуссию можно посмотреть?или оно в привате?*
По тексту? Славила его силу и мудрость, как помнится.
Воинствующий хвост, дискуссия здесь, но она про порядок слов. У меня просто по ассоциации мысль дернулась.
Мэлис Крэш, увы. Я этого автора давно уже не читаю, там с логикой часто невесело.
И да, нынешние тоже увлекательны : ) По-своему. Некоторые. Примерно как и тогдашние (Берроуза мы одного помним, а сколько народу писало в том же стиле и осталось сугубо в том времени?).
А современные, увы, лично для меня не увлекательны.)
Это личное, да : ) Мне вот что те, что те - кто приятен и увлекателен, кто нет.
Впрочем, тут ещё может быть вопрос охвата - я читаю достаточно странный набор нынешних авторов.
Это какой, к слову?
Хм... я же говорю, странный : ) В основном армадовцы. Шумская, Николаева (Мария), Пьянкова, Панкеева, Самойлова, Игнатова (хотя она не из этой оперы), Онойко (тоже из другой оперы, от слова "совсем" - но первые книги ложатся в "приключенщину" +/-)... Ипатова опять же.
Можно поглядеть по этому тегу: alex-celly.livejournal.com/tag/%D1%80%D0%B5%D1%... там как раз охват виден.
А) Пьянкову и Панкееву знаю хорошо, Игнатову и Ипатову - не все. С остальными знаком лишь по фамилиям.
Однако штамп "хорошие Тёмные, плохие Светлые", по мне, растет из ещё одной тенденции, заметной не только среди "молодых и талантливых", но и у тех, кто уже достаточно знаменит на текущий момент. Хотя чаще всего таким, конечно, грешат в играх.
Вот, например, книжка "Драконы осенних сумерек" - если правильно помню. Компания приключенцев, среди которых, так, на минуточку, избранные Мишакаль, богини исцеления и сострадания, собираются бросить в драконьем логове гномку, которая им помогла - хотя что дракон (злобный дракон) способен с ней сделать, в целом, понятно. Только один человек, о котором прежде высказывались в духе "я бы не стал ему доверять" решил взять её с собой, более того, ему пришлось спорить с товарищами.
Опять же, Арда - раз уж она уже мелькала в комментариях выше =) Какие гремели словесные баталии по поводу того, правы ли были валар, утопив Нуменор - ух! Причем, подозреваю, будь они просто земными правителями, холиваров бы не возникло, "все мы люди", у любой страны в истории были свои жестокости и не по разу - но валар же Силы Света... а это задаёт планку, которую нужно держать. Впрочем, у Профессора поступок Валар вышел хотя бы спорным, он всё-таки смог показать его не однозначно-плохим.
И это - книги, в общем, признанные. Примеры из книг рангом пониже, да и из игр, думаю, при желании вспомнить несложно =)
Как это лечить? Не знаю точно, но вижу два варианта. Хочется реализма и "суровой правды жизни" - не стоит вешать ярлыки "света" и "тьмы". Все мы люди, пусть читатель сам видит, кто здесь герой, а кто злодей. Если всё же хочется сказки, в которой добро побеждает зло - то герой всё-таки, по моему скромному мнению, должен соответствовать своему положению.
Вот, кстати, да! Или деление "свет-тьма" только в голове какого-то персонажа и события показывают, что он просто максималист.
Я этого наелась в ролевках уже. Ну один раз это прикольно. Но раз на десятый убивает.
Не, есть миры и эпохи, где Высоцкий к месту. Близкие по культуре и развитию к его времени. Но не средневековье же! Не прожженый фэнтэзи-мир с графами, баронами, феодализмом и эльфами всех мастей!
Мэлис Крэш, доберусь)
Дариона, "Драконы" свою роль в "темные - хорошие" сыграли за счет прославившегося обаяния Рейстлина.)
Все мы люди, пусть читатель сам видит, кто здесь герой, а кто злодей
Вот. Это мне импонирует, но редко выходит.
При этом сказочный герой может и не быть существом с сияющих горних высот - вот Раткевич, например, пишет чудесные сказки с очень живыми и человечными героями =)