Спойлеров нет. Разве что про сами явления, но не по сюжетам.
Чего-то задумался о сандерсоновских Металлических Искусствах мира Скадриал. На всякий случай, сперва поясню, что это такое: виды магии, основанные на работе с металлами, у каждого из которых есть свои свойства. Металлов шестнадцать, плюс три «божественных» – атиум, малатиум и лерасиум.
Алломантия позволяет, проглотив частицы металла, «поджигать» его и высвобождать определенную силу, получая тем самым новые способности. Алломант может быть туманщиком (способным жечь один металл) и рожденным туманом (способным жечь все).
Ферухимия позволяет запасать собственные характеристики в металлических предметах (так называемых металлохронах) и потом тянуть их обратно. Закон сохранения тут влияет, правда. Пока запасаете силу – становитесь куда слабее физически; когда тянете – можете стать вдвое сильнее на то же время, в течение которого запасали, или вчетверо – на половину времени, и так далее.
В трилогии есть только «полные» ферухимики. В «Сплаве закона» появляются еще и ферринги – способные ферухимически работать лишь с одним металлом. И там же возникает самая интересная категория – дваждырожденные, обладающие одним алломантическим и одним ферухимическим талантом.
(Есть еще гемалургия, но о ней мне как-то пока рассуждать не хочется)
Дваждырожденных можно разделить на три типа.
Первый тип – те, у кого металлы никак друг на друга не влияют. Это, например, Уэйн – у которого А-бендосплав (честно не знаю, как это перевести нормально) и Ф-золото. Ускорение времени и регенерация полезны сами по себе, но друг с другом не взаимодействуют.
Второй тип – это когда металлы помогают друг другу. Это Вакс, главный герой «Сплава», у коего А-сталь (толкает металл) и Ф-железо (запасает вес). Почему помогают? Потому что при помощи Ф-железа можно обойти главный недостаток стали – нельзя оттолкнуть то, что весит больше тебя, иначе улетишь сам, нельзя оттолкнуться от того, что весит меньше. Меняя свой вес, можно швырять изрядные тяжести и отталкиваться хоть от монетки в воздухе.
Третий тип – это так называемые
compounders, которым не подобрал пока перевода (сочетатель, что ли?). Это те, у кого алломантический и ферухимический металлы совпадают… и это очень серьезно. Дело в том, что если компаундер жжет свой ферухимический заряд, то получаемый всплеск силы превышает обычный выход, если не ошибаюсь, вдесятеро. И его тоже можно запасать…
То есть, если перевести в цифры. Вот есть у вас, допустим, 10 единиц здоровья – вы их запасаете в золотохроне, потом алломантически поджигаете… и получаете 100 единиц на выходе. Их тоже запасаете, поджигаете и получаете 10000 единиц. Повторять, пока хватит вместимости золотохронов.
Вот о компаундерах сейчас и поговорим – о том, как именно усиливают человека совпадающие металлы.
читать дальшеО золотых и атиумных компаундерах говорить ничего не буду, потому что первый – главзлодей «Сплава», а эффект второго показан в первой книге трилогии. Лишь уточню, что золото в таком сочетании дает практически Росомашью регенерацию, а атиум позволяет омолаживаться и жить бесконечно. Ну и плюс еще видеть будущее противников в схватке – это ценнейшее свойство А-атиума.
Олово. Ф-олово запасает конкретные чувства (не все сразу, по отдельности); оловянный компаундер, получается, сможет слышать за километр, видеть как в телескоп, ощущать тончайшие запахи. Вдобавок отсутствует общая гиперчувствительность, главный недостаток А-олова. Последнее усиливает чувства в целом – и потому в случае чего может компенсировать недостающую остроту осязания и вкуса, если надо.
Свинец. Ф-свинец запасает физическую силу – и потому свинцовый компаундер получается чем-то вроде Халка. Более того, А-свинец позволяет быстрее заживлять раны, быть более ловким и быстрым, чем другие люди. То есть это не просто Халк, а ловкий и быстрый Халк.
Железо. Как я уже сказал, Ф-железо позволяет запасать вес, и потому такой компаундер вполне может накопить себе веса так, чтобы в нужный момент стать на тонны тяжелее. Само по себе это не так уж полезно (разве что сбить с ног нереально)… но А-железо позволяет тянуть металл. Помните, что я выше говорил о Ваксе? Угу. Железный компаундер сможет вырывать каркасы из зданий, если захочет.
Главное, чтобы самому не прилетело, потому что без свинца железный компаундер хрупок так же, как и все люди.
Сталь. Стальной компаундер – это страшно. Ф-сталь запасает скорость, А-сталь позволяет толкать предметы. То есть, стальной компаундер вполне себе может при желании бегать со скоростью Флэша, Пьетро, или кто там еще из спидстеров… и при этом кидаться острыми металлическими предметами. Представили себе такое? Угу. Полярный зверь.
Поскольку сталь толкается алломантической силой, я не уверен, выгадает ли она от скорости движения самого компаундера. Но даже если нет – он может кидаться предметами просто так, рукой. Тогда точно выгадает.
Медь. Вот насколько полезно жить медному компаундеру – неясно. Ф-медь – это запасание памяти, сам по себе навык безмерно полезный; Сэйзед вот в двух браслетах носил целую библиотеку. Но совпадающие металлы это не то чтобы усиливают – медная память и так совершенна. Разве что можно будет черпать и сохранять больше сведений… но обычно этим и так занимаются в спокойной обстановке, где спешить некуда. А-медь скрывает занятия алломантией и позволяет получить иммунитет к алломантическому влиянию на эмоции… и все.
Бронза. Ф-бронза запасает бодрствование, то есть способность обходиться без сна. Бронзовый компаундер может неделями оставаться без сна и не уставать, и не испытывать связанных с этим проблем. Казалось бы, не такое полезное свойство… но его по достоинству оценят те, кто работает над каким-то важным проектом, где дорога каждая минута. Или те, кто находится в бегах.
А-бронза помогает чувствовать алломантию – и такой компаундер может стать потрясающе эффективным охотником на алломантов. Чувствительный к ним и не нуждающийся в отдыхе… бегите, угу. Скрывайтесь.
Цинк. Ф-цинк позволяет запасать ментальную скорость, обрабатывать данные с колоссальной скоростью и мгновенно реагировать на все вокруг. Представили, с какой скоростью будет думать цинковый компаундер? Угу. Попробуй его застать врасплох… но все еще страшнее, когда вспоминаем, что А-цинк – это раздувание эмоций. Такой компаундер может давить на чужие чувства, мгновенно осознавать результаты своего давления и корректировать их, читая собеседника как открытую книгу.
Латунь. Ф-латунь запасает тепло, позволяет разогревать свое тело. Нет, Человека-Факела не получится – растопить снег он может, а вот зажигать предметы не сумеет. Но вот создавать вокруг себя зону тепла при больших вытягиваниях силы из латуннохрона можно… и такой компаундер – бесценный спутник для экспедиций куда-нибудь в дико холодные места. Особенно это заметно потому, что А-латунь притупляет чужие чувства, сглаживает их… то есть латунный компаундер в дальней экспедиции будет играть роль и источника тепла, и психолога, не дающего товарищам спятить.
Алюминий. А-алюминий практически бесполезен – он полностью убирает запас всех металлов, какие у алломанта есть в организме; само собой, при их отсутствии он бесполезен еще больше. А вот Ф-алюминий достаточно странен – он запасает личность, то есть черты, которые определяют вас как конкретную личность. Вытягивание больших запасов личности восстанавливает оную личность какой она была раньше, помогает стряхивать все изменения, случившиеся за прошедшее время. Занятно, но не совсем понимаю, как это поможет за пределами специфических обстоятельств.
Дюралюминий. А-дюраль противоположен алюминию – он заставляет горящие в данный момент металлы вспыхивать с невероятной силой, пусть и мгновенно тратит весь их запас; опять же, при отсутствии иных металлов в организме он бесполезен. Ф-дюраль запасает эмоциональные и духовные связи с другими; дюралевый компаундер может при желании стать офигительно харизматичным и привлекательным для людей вокруг, внушить им колоссальную преданность себе… только в чем подвох – это работает в обе стороны. Но для искреннего лидера крайне полезно.
Хром. А-хром, как и алюминий, гасит металлы – но не свои, а чужие, если коснетесь (правда, и хром при этом тратится). Это в целом полезно, но… но Ф-хром полезнее. Он запасает удачу. Повторю – да, удачу, шансы на то, что все повернется в вашу пользу. А поскольку компаундер делает запасы куда быстрее обычного ферринга или ферухимика – то и периоды без удачи у него куда короче и безопаснее. Ну вы уже представили, как это приятно – сражаться со хромовым компаундером? Особенно учитывая А-хром – с выкрученной на максимум удачей куда проще дотянуться до врага-алломанта и лишить его металлов.
Никросил. На первый взгляд никросиловый компаундер – это существо огромной силы. На второй – ему не повезло. Ф-никросил запасает Вложение (Investiture), «базовую» магическую силу во всей вселенной Космера. Ее можно превратить во что угодно, и такой ферухимик сможет превратить любой свой запас в базовую силу, а ее – в любой иной запас… но вот в чем подвох – превращается именно что иной запас. При отсутствии иных ферухимических талантов Ф-никросил практически бесполезен… если только не посчитать, что он работает на других мирах с местной магией. Скажем, нальтисское Дыхание может получить кто угодно – и накопить себе Дыханий, а потом перевести их через никросил в любую иную характеристику будет тогда вполне реально.
А-никросил полезнее: он, как и дюраль, «взрывает» металлы, но чужие. Сам, правда, при этом тоже мигом тратится.
Электрум. Ф-электрум довольно занятен – он запасает уверенность, то есть целеустремленность и умение сопротивляться тому, что вас сбивает с пути. Электрумного компаундера не получится запугать, пошатнуть ему волю или подточить уверенность в себе. Это, можно сказать, психический танк, которого проще убить, чем остановить.
А-электрум позволяет видеть свое физическое будущее на несколько секунд вперед. Не скажу, что это так уж сильно сочетается с Ф-электрумом, но при фантазии можно получить неплохой результат.
Кадмий. Ф-кадмий запасает дыхание. Кадмиевый компаундер может часами обходиться без воздуха и, вероятно, получить иммунитет к отравляющим газам. То есть – фиг вам, а не утопление/удушение. А если учесть, что А-кадмий замедляет время вокруг самого алломанта – то получается интересная картина трудноубиваемого человека. В смысле, если такого компаундера скинуть в воду, то он может поджечь кадмий и замедлить время вокруг себя (давая друзьям время на поиски), одновременно высвобождая дыхание и спокойно существуя под водой без боязни утонуть.
Бендосплав. Ф-бендосплав запасает калорийную энергию, то есть позволяет обходиться без еды некое время. Бендосплавный компаундер может черт-те сколько времени не есть и пить и прекрасно себя при этом чувствовать; при этом, правда, могут возникать жировые запасы на теле – и это вполне можно использовать для перемены внешности. С последним хорошо сочетаются свойства А-бендосплава – ускорять время вокруг себя.
Вывод: группа компаундеров есть самое страшно-суперменское, что на Скадриале возможно. Я бы даже сказал, что при противостоянии такой группы и полноценных рожденных/ферухимиков итог совершенно неясен. Но увы – или к счастью – компаундеры еще более редки, чем дваждырожденные, а те – куда реже туманщиков и феррингов.Ну, и в дополнение, о двух оставшихся божественных металлах.
читать дальшеМалатиумные и лерасиумные компаундеры, теоретически могут существовать… теоретически. Ферухимические свойства обоих металлов неизвестны – потому что для первого нужен сплав атиума с золотом, а атиум всегда был слишком редок, чтобы этим заниматься (ума не приложу, где Кельсер его откопал). Лерасиум же еще во много раз реже. Об алломантических свойствах пока умолчу – вот они у обоих металлов спойлерны тем, кто не читал трилогию.
Но вот каковы у них могут быть Ф-свойства вообще? В отличие от алломантии, у ферухимических металлов пары не так явны – скажем, память и бодрствование, скорость мышления и тепло – отнюдь не противоположности. То есть Ф-малатиум совершенно не обязательно будет противоположностью Ф-атиуму (тем более что тогда бы он был лишен смысла). А вот что у него может быть – одним Осколкам известно.
Лерасиум же вообще в эту таблицу не вписывается – он непарный. А-свойства его сплавов известны, об Ф-свойствах могу лишь гадать.
Переведена только первая книга?
которым не подобрал пока перевода (сочетатель, что ли?)
Соединитель?
Может быть. Пытаюсь сообразить, что более ритмично ложится в текст.