воскресенье, 21 августа 2016
Есть пара черт, которые регулярно мешают мне получать удовольствие от фантастических вселенных - а встречаются они, увы, часто. И друг с другом, в общем-то, соприкасаются.
Во-первых, это отсутствие прогресса.
читать дальшеДа, увы, этим изрядно страдают многие мои любимые вселенные - что ЗВ, что Вархаммер, что куча фэнтезийных. Нет, определенный прогресс там есть, но когда сравниваешь изменения, которые в этих мирах случаются за тысячелетия и те, которые у нас занимают в лучшем случае века, а то и десятилетия... хм.
И в результате получается стандартный ход. Древний корабль? Эпичен и страшнее современных. Древние заклинания/артефакты? Огромная мощь и непредставимые возможности. И так далее. Что, честно говоря, я более-менее принимаю, только когда речь идет о достижениях иной цивилизации, которая этот путь уже прошла (как, скажем, для тау наткнуться на достижения людей эпохи ТЭТ). Но когда эта картина наблюдается в рамках одной и той же цивилизации... хм.
Вот почему, кстати, мне так нравятся Железные Королевства. Там прогресс есть, и еще какой. Не раз поминалось, что колоссали (самые первые гигантские варджеки) выглядят очень эпично, но если сравнивать их кортексы с современными... ну, как компьютер эпохи "десять шкафов в трех комнатах" и современный комп. Более того, прогресс кипит - появляются новые виды оружия, новые виды войск, новые сплавы... Новые джеки, в конце-то концов. Есть куча моделей, у коих в графе "дата принятия в производство" стоит шестьсот какой-нибудь год. А в нынешней редакции на дворе 611, чтоб было понятно.
По этой же причине меня так порадовал мир рожденных туманом у Сандерсона. Как только прогресс там перестали сознательно подавлять и загонять в отведенные рамки... ну, трилогия выглядит средневековьем с некоторыми опережающими чертами. Промотка нескольких веков до Alloy of Law и мы имеем уже вполне себе стимпанк.
(Уточню: да, я прекрасно понимаю, что отсутствие прогресса и изрядный регресс в Вархаммере полностью внутри тем вселенной. И что более мягкая, но схожая картина в ЗВ помогает легко писать по любой эпохе. Но это не значит, что я не буду вздыхать по этому поводу. Хотя бы мечевой прогресс в ЗВ показали, и на том спасибо.)И из этой проблемы плавно вытекает "во-вторых".
Во-вторых, уже изрядно навязшая ситуация с "древней угрозой".
читать дальшеЯ сейчас не беру существ вроде выведенных Лавкрафтом - там проблема с ними не в древности, а в том, что они устроены так, что вообще нифига не понятно, что это, как с ним бороться, и чем его язвить. Нет, когда существо по природе своей имеет какую-то одну конкретную слабость - это нормально, но об этом позже. Я о ситуациях "пробудился древний Икс, и современные люди не способны ему вообще ничего противопоставить". Это как-то тоже перечеркивает идею прогресса, пусть даже и нагнетает обстановку и задает конфликт. Только вот мне часто куда интереснее конфликт, который решается без привлечения древнего зла.
Когда думал эту мысль, невольно представил себе ситуацию, которую толком ни у кого не видел - когда некое восставшее древнее существо сносят за минуту. Потому что боевая магия с тех пор шагнула очень далеко вперед. Или еще веселее - восстает существо, про коего записано что-то вроде "неуязвимо для любого оружия, доспехи лучших мастеров - не преграда для его когтей". И написанное - чистейшая правда... а погибает существо очень быстро. Потому что честный текст написан в те времена, когда самым убойным оружием были молот и лук, а лучшие доспехи ковались из бронзы, или адски дорогого и престижного железа.
А может быть и веселее. Когда пробудившуюся древнюю силу забарывают к ее огромному удивлению, потому что за эти века, вот же незадача, люди научились работать вместе. И доверять друг другу. И думать не только о своем клане.
Вот такое я как-то не встречал, а если и встречал - то забыл. Разве что в "Дневном дозоре", но там было чисто умозрительно.А теперь, высказав это, добавлю те случаи, когда такие фокусы обоснованы. А они вполне себе представимы.
читать дальшеВ случае с достижениями древних, которые круче современных - я не возражаю, когда цивилизации очень уж отличаются. Например, если магические артефакты всплывают в мире, ставшем техногенном, то они оказываются сильны. Но не потому, что древние, а потому что не зависят от привычной энергии, работают в обход привычных законов и вообще следуют своему набору правил. Или же когда высокие достижения предков получались в результате того, на что потомки идти не очень хотят. Например, ситуация, когда какое-нибудь супероружие вполне можно массово воссоздать сейчас - только вот каждый его выстрел требует принесения в жертву тысячи людей; предки вопросами этики не морочились, потомки воспринимают мир по-другому.
Бывает и тогда, когда магия мира работает широко и просто, игнорируя техноуровень. Скажем, как у Бушкова - "лара нельзя убить оружием, которое не держит чья-то рука". Все, под эту формулировку подпадает метательный нож, стрела, пуля, снаряд из катапульты, ракета из базуки. Без разницы, если рука не держит, то защитная магия работает.
А бывают случаи, когда древняя угроза не внезапно пробудившаяся, а именно что древняя - долгоживущая. Это и старый вампир, который прекрасно знает, что такое гранатомет, и которому не влом надеть под шикарный камзол кирасу из современных прочнейших сплавов. Это и, скажем, Вишейт из TOR, который опасен не фактом древности, а всем тем, что он себе за свои века жизни накопил и чему научился. Это и Эверблайт, который страшен не драконьей мощью, а тем, как он на протяжении веков анализировал таланты своего племени и искал новые способы их применения и развития.
Но увы, не все это прописывают.
@темы:
Размышлизмы
V-Z, а Тайный город ты читал? Там была не то чтобы именно такая ситуация, но что-то типа, когда восставшее древнее зло затрепетало перед бездушными бизнес-дельцами, когда они начали при нём считать расходы на войну, покрытие ущерба от боевых действий и пр)
ИМХО в ЗВ картина куда более "жесткая", по сравнению с Вахой. У Империума-то проблему упираются в два момента: "осколки сингулярности" и "огромные размеры". Им просто трудно сделать что-то превосходящее по балансу стоимость\надежность\эффективность стандартные лазганы/болтеры и прочая. А перевооружить чем-то более мощным не дает размер самой армии.
А в ЗВ указанных проблем нет... а прогресс движется со скоростью Вахи
Более того, прогресс кипит - появляются новые виды оружия, новые виды войск, новые сплавы... Новые джеки, в конце-то концов.
Тут все-таки надо учитывать, что в ЖК ЕМНИП этим делом только заниматься начали. Выясняют "куда еще можно запихать эту прикольную техномагию", еще не ощущая барьера ни по материалам, ни по самой технологии.
Или они там уже ДВС тоже открыли?
Мэй_Чен, ну не затрепетали все-таки. Офигели, что теперь так нельзя
Но вообще это по моему идет еще из Нивена, который писал про постепенно исчезающую магию, и с тех пор оно как то стало классическим тропсом фэнтези. Ну и у Толкиена та же тема.
Вообще есть разные прикольные обоснуи. Например в Нарнии Белая Ведьма стала могущественной потому что весьма буквально присутствовала при творении мира и успела к нему даже приложить руку.
Сами книги Льюиса я не очень люблю, но вот такие темы про осколки времен Творения мне в целом нравятся.
Я помню дословно, что у главзла на голове корона мелко задрожала)
Навскидку:
в "Баффи" демона нельзя было "сразить оружием, выкованным человеческой рукой". Снаряд базуки в эту категорию не попадал.
в "Тайном Городе" - иерархи Кадаф с большим интересом наблюдали, как зеленые ведьмы демонстрируют эффективность половины книги боевой магии, написанной после них. Правда, этого всё равно не хватило, но там безвыигрышная ситуация была. Того же Гомори вообще вынесли за несколько минут, используя, помимо прочего, скучную современную взрывчатку и тот факт, что его банально укачало.
Насчёт ЗВ: это профессиональная болезнь раздувшейся франшизы - статус кво и всегда узнаваемый сеттинг просто необходимы, когда допускают всякую шваль, не заботящуюся о какой-то связности канона и желающую лишь тиснуть что-то своё.
"Древняя магия круче" - гы, тут вообще весело, я когда-то разбирал это. Изначальная причина - основатели жанра пытались стыковать свои нетленки с нашим миром, в котором мощной магии не наблюдается. Последователи ничтоже сумняшеся выкинули все заумности, оставив очень простую формулу "древняя магия круче". Иногда это сейчас самые совестливые пытаются задним числом оправдать, ибо нарушить каноны жанра им почему-то сложнее. Ну и не забываем, что расцвет жанра пришёлся на сказки о древних цивилизациях, что тоже повлияло.
"Древнее чудо-юдо страшнее" - тут малость сложнее. Во-первых, тон отчасти задал упомянутый Лавкрафт, у коего, правда, это обоснованно, во-вторых, когда писали первые примеры этого тропа, эффективность оружия ещё не совершила того головокружительного скачка, который мы сейчас воспринимаем как должное, изменения были скорее тактическими, так что в это верилось проще. Ну а потом см. выше.
Вообще я бы сказал, что тут эффект Эквипигуса во всей красе: какое-то внешнее обстоятельство изначально задало особенности, которые стали копировать, чтобы добиться того же эффекта. Эквипигуса давно нет, оснований тоже, но теперь уже сама цепь наследования диктует свои условия, требующие больших усилий для исполнения, связанным с ней, потому что разрывать её - усилий нужно гораздо больше.
Хотя кто-то и разрывает, и у кого-то даже получается удачно, но тут речь не о них.
Считается, что в среднем оборотень вампира завалит. Старый опытный оборотень с четверыми неонатами тоже имеет все шансы справиться - во всяком случае, точно выживут не все четверо, а кто выживет - лечиться будет долго.
Поэтому четверо неонатов совершенно непафосно укрылись в Затемнении и взяли гранатомёт...
В ЗВ аналогичных вархаммеровским социальных катаклизмов все-таки я не особо припомню.
Тут все-таки надо учитывать, что в ЖК ЕМНИП этим делом только заниматься начали
Начали - это неверно все-таки.) Меканике, человеческой магии и технологиям стимджеков несколько веков уже. ДВС пока что не видно, но местные технологии иногда даже наши и опережают в чем-то - те же протезы, тот хайтек, который кайриссиане развивают...
Мельхеор, Уэдону я не удивляюсь. Касательно примера из Льюиса - еще схожее и качественное обоснование крутости древних было у Насу, но у него своя магоструктура мира.
Aschgrau, вероятно. Но я как раз о более крупных тенденциях, которые из эффекта не вырываются.
Арджи Линсе, полагаю, что любой не-люпус прекрасно знает, что такое гранатомет.) Отсюда и Затемнение в первую очередь...)
Тут просто выходит довольно забавная штука иногда. Сам сеттинг построен так, что категорически отвергает нововведения.
Это например?
Вспоминая, на что свернула давняя дискуссия о стойкой популярности светового меча, я начинаю подозревать весьма мрачный поворот сюжета. Правда, вся эта расширенная вселенная теперь не канон, так что ни подтверждений, ни дальнейшей пищи для спекуляций не дождемся.
Aschgrau, нынешний канон хорошо демонстрирует невеликий прогресс.
Насколько я помню, все действительно интересные прорывы в итоге оказывались связаны с Тёмной Стороной, если не Палпатином лично, или по крайней мере заканчивались очередным супероружием.
Ещё можно повспоминать про выживших Небожителей, самую древнюю и продвинутую расу, но я про них мало что смог накопать. А печально известные Раката вполне могли послужить поводом для этой искусственной стагнации.
Поскольку независимые от джедаев (и форсьюзеров вообще) области типа хаттов, тоже не особо двигаются куда-либо.
V-Z, кстати, раз уж разговор про ЗВ пошёл. Встречал утверждение, что люди успели расселиться по галактике ещё до возникновения Бесконечной Империи. Про это что-то было или врут?
alaknog, напрямую я такого не слышал, вот как раката распространяли порабощенные народы - было. Но тут стоит учитывать, что люди - едва ли не самый многочисленный вид Галактики, и что они устраивали межзвездные путешествия еще до изобретения нормального гипердрайва - на кораблях-анабиозниках.
- Японцы сообщают, что из их демона получаются невкусные суши. Не знаю, что меня беспокоит больше: что они невкусные или что кто-то вообще решил их сделать.
Обе книги серии. По крайней мере в онлайн читать точно можно. Да и скачивать походу тоже.